Русский поединок
на примере Лермонтовских дуэлей
Дуэли в жизни Лермонтова
Эта русская разудалая голова так и рвется на нож
В.Г. Белинский
Дуэль Лермонтова с бароном де-Барантом
На фото: Эрнест де-Барант
В этот вечер в Санкт-Петербурге у графини Лаваль был бал, на котором появился молодой француз – Эрнест де-Барант. Было известно, что он пытался ухаживать за красивой молодой вдовой княгиней Щербатовой, которая была неравнодушна к Лермонтову.
Из-за этого де-Барант явно искал с поэтом ссоры. Также утверждалось, что он был обижен на Лермонтова за отношение к французам, так как Лермонтов не скрывал своего мнения, что именно француз Дантес был виновен в смерти Пушкина.
К тому же национальное чванство многих иностранцев в России, в том числе и французов, было распространённым явлением.
Оно было свойственно и Баранту.
18-го Февраля 1840, в 12 часов дня Лермонтов и Барант встретились на Чёрной речке
Выбор оружия был за де-Барантом, так как он считал, что его честь оскорбили, и он выбрал шпаги, которые привёз его секундант. В самом начале дуэли у шпаги Лермонтова переломился конец, и поэт получил легкую рану от де-Баранта, которая только поверхностно повредила кожу.

После этого, по предварительному условию, противники взяли пистолеты и должны были стрелять вместе по счету.
В итоге, де-Барант промахнулся, а Лермонтов с опозданием выстрелил в сторону, и они тут же примирились.
ДУЭЛЬ ЛЕРМОНТОВА И МАРТЫНОВА
Вторая, роковая дуэль М.Ю. Лермонтова состоялась
во вторник 15 июля 1841 г.
В дуэли со своим юнкерским товарищем Н.С. Мартыновым
поэт был убит.
Николай Соломонович Мартынов (1815-1875) - отставной майор
Многие обстоятельства этого трагического события до сих пор трактуются по-разному.
После отпуска Лермонтов отправился на Кавказ со своим родственником и другом А.А. Столыпиным. По дороге они остановились в Георгиевске, и оттуда Лермонтов решил поехать в Пятигорск. Столыпин возразил, они бросили монету, и удача оказалась на стороне Лермонтова.
В этот город прибыли они 13 мая 1841 года. У поэта, как назло, началась лихорадка, и он получил разрешение остаться в Пятигорске до полного выздоровления.
Картина М.Ю. Лермонтова. Вид Пятигорска
В это время в Пятигорске проживал отставной майор Н.С. Мартынов, который был хорошим приятелем Лермонтова. Они вместе служили в военной школе, поддерживали дружеские отношения после её окончания.
Н. С. Мартынов сам обладал привлекательной внешностью - он был высоким, стройным, красивым блондином, но не отличался особыми способностями. Знакомые отмечали у него чрезмерное тщеславие и самолюбие.
В феврале 1841 года Мартынов неожиданно подал в отставку. Его уволили с военной службы в звании майора. Эта история очень тёмная и связана со слухами о нечестной игре в карты. Отсюда можно сделать вывод, что отставка была вынужденной, а вовсе не по собственному желанию. После этого он остался на Кавказе и поселился в Пятигорске, не желая с позором возвратиться к матери и сестрам в Москву.
Все знакомые стали отмечать, что человек изменился в худшую сторону - стал молчаливым, мрачным. В довершение к этому начал одеваться в кавказскую одежду. На поясе висел длинный кинжал. В таком наряде среди русских, живших в Пятигорске, он выглядел очень экзотично.
2 июля 1841 года Николай I отказал Мартынову в награде,
к которой тот представлялся за участие в военных действиях в 1840 году. Отказ в награде состоялся за 10 дней до его конфликта с Лермонтовым, и значит, нервы Мартынова были взвинчены накануне ссоры. Мартынов до роковой встречи с Лермонтовым никогда не участвовал ни в каких дуэлях и вообще задирой не являлся.
12 июля 1841 года Михаил Юрьевич окончательно выздоровел
и собрался уезжать в полк. Он зашёл в Пятигорское комендантское управление и предъявил подорожную к выезду.
На следующий день вечером 13 июля поэт находился в доме генерала Верзилина. Там собрались гости и вели оживлённую беседу. Лермонтов сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией Александровной. В другом конце залы на фортепиано играл князь Трубецкой.
Рядом разговаривали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина.
Обстановка дома, в котором состоялся вызов
Михаил Юрьевич сказал своей собеседнице шутливо, кивнув в сторону Мартынова, чтобы она была осторожна с этим опасным «горцем с большим кинжалом», который может убить. В этот момент Трубецкой перестал играть, и слова поэта отчётливо прозвучали в зале. Присутствующие весело рассмеялись.
Мартынов буквально "взорвался", так как в доме еще присутствовала дама, к которой он был неравнодушен.
Мартынов резко сказал, что больше не намерен терпеть издёвки господина Лермонтова, хотя терпел их долго. Однако Михаил Юрьевич не воспринял это высказывание всерьёз, повернулся к своей собеседнице и сказал: "Такое бывает. Завтра мы помиримся и станем добрыми друзьями".
Однако после вечера, когда приятели вышли из дома Верзилина, между ними состоялся разговор на повышенных тонах. Поэт при этом не постарался сгладить конфликт, извиниться перед Мартыновым за свою бестактность. И закончился возбуждённый разговор вызовом Михаила Юрьевича на дуэль.
Место и секунданты
Лермонтов не только не желал убить Мартынова, но он не хотел и самой этой дуэли. Он ясно осознавал, что если она состоится, то даже при бескровном исходе его будущее станет трагичным, и все мечты об отставке и литературной деятельности рухнут. После вызова Мартынова он заявил, что отказывается от своего выстрела. Но Мартынов был уже ослеплен накопившейся злобой к Лермонтову и категорически отказался от примирения. Он боялся, что, взяв вызов назад, он станет посмешищем для всего Пятигорска. Лермонтов прекрасно понимал, что, не стреляя в Мартынова, он ставит на карту собственную жизнь.

Дуэль состоялась 15 июля 1841 между 6 и 7 часами вечера.

Раз Лермонтов заранее отказался от своего выстрела, то, по сути, это был не поединок, а убийство. Когда перед дуэлью началась буря, то, Столыпин и Трубецкой, друзья и секунданты поэта, не успели подъехать к началу дуэли и не думали, что поединок начнется при грозе и проливном дожде, тем более до их приезда. Но Мартынов торопил Лермонтова, и тот принял дуэль при двух секундантах. И так получилось, что Глебов и Васильчиков стали одновременно секундантами и Лермонтова, и Мартынова.
Лермонтов не верил, что Мартынов будет стремиться убить его. Но дело в том, что Мартынов, вызвавший Лермонтова на дуэль, не имел права выстрелить в воздух, так как тогда поединок считался бы недействительным, фарсом, ведь оба не подверглись опасности. А если бы Мартынов стрелял явно не прицельно, мимо Лермонтова, то он стал бы посмешищем.
По сигналу секундантов дуэль началась при грозе и ливне. Лермонтов при виде торопливо шедшего к барьеру и целившегося в него из пистолета Мартынова, был шокирован. Не желая стрелять и не трогаясь с места, вытянул над головой руку с пистолетом дулом вверх. Мартынов, дойдя до барьера, выстрелил в Лермонтова. Пуля пробила грудь поэта навылет, вызвав его мгновенную смерть.
Ни врача, ни повозки не было. Тело лежало на земле под дождём. С ним оставили Глебова, а виновник дуэли вместе со вторым секундантом ускакали за людьми. Уже в сумерках Васильчиков вернулся с людьми, но без врача. Тело перевезли в дом, где поэт прожил два последних месяца своей жизни. На другой день поэта похоронили при огромном стечении народа на Пятигорском кладбище. В 1842 году, благодаря хлопотам бабушки Арсеньевой, Николай I разрешил перевезти гроб с останками в село Тарханы, где находился фамильный склеп Арсеньевых.
А что же Мартынов? По сути, Николая Соломоновича можно обвинить в убийстве. Он выстрелил в человека, который уже разрядил свой пистолет в воздух. То есть не было дуэли, а было уголовное преступление, так как выстрел был произведён в безоружного.
Участники поединка не сговорились между собой и давали разные показания. На следствии Мартынов показал, что его соперник выстрелил именно в воздух. А вот секундант Васильчиков заявил, что Михаил Юрьевич не успел выстрелить, так как виновник дуэли его опередил. Уже потом пистолет убитого разрядили, выстрелив в воздух. В любом случае великий русский поэт не хотел этой дуэли и не желал убивать своего противника. Но судьба настойчиво подталкивала нашего героя к смерти, создавая благоприятные для этого обстоятельства. Всё это и разрешилось самым трагическим образом
15 июля 1841 года.
За участие в поединке Николай Соломонович, скажем так, отделался лёгким испугом. Вначале его хотели разжаловать и лишить всех прав состояния, но затем ограничились 3-месячным арестом на гауптвахте. Виновника также приговорили к церковному покаянию, и он в течение 5 лет отбывал епитимию в Киеве.
Вокруг этой дуэли до сих пор ходит множество споров и легенд, т.к. показания Мартынова и секундантов М.Глебова и А.Васильчикова достаточно противоречивы. Неизвестно, отказался Лермонтов от выстрела за долгое время до начала дуэли или непосредственно перед ней, на самом ли деле отсутствовали секунданты Лермонтова. Расходятся мнения также о том, действительно ли после смерти Лермонтова гроза еще продолжалась и он лежал среди Кавказских гор окруженный раскатами грома. Доподлинно неизвестна и реакция местных жителей на смерть поэта. Одни говорят, что весь Пятигорск рыдал, другие - что все были рады исчезновению этого страшного человека с тяжелым взглядом, к тому же язвительного на язык.
Дуэль Печорина и Грушницкого


Произведение Михаила Юрьевича Лермонтова под названием "Герой нашего времени" является психологическим романом. Главный герой романа, Григорий Александрович Печорин, это человек, у которого не получилось реализоваться в этой жизни, так как его способности не были применены куда нужно. Для более глубокого раскрытия характера Печорина Лермонтов по-разному изображает его окружение. Вечно скучающему и страдающему Григорию противопоставляется его старый друг, юнкер Грушницкий, который уверен, что он честный и порядочный человек, но после затрагивания его самолюбия, о благородстве он моментально забывает. Потверждение этому - дуэль Грушницкого с Печориным после ссоры. Этот эпизод один из ключевых в романе, так как там мы можем наблюдать истинные лица героев.
Глава "Княжна Мери" и дуэль, изображенная в ней, не схожа с иными дуэлями в произведениях русской литературы. В большинстве случаев участники дуэли - безупречно чисты, исключается какое-либо коварство. Дуэль Печорина с Грушницким совершенно другая, так как Грушницкий подло сговаривается с драгунским капитаном. Печорин случайно узнает об этом заговоре. На непосредственно самой дуэли, тот же капитан занимается усилением конфликта, вместо примирения участников, тем самым в очередной раз нарушая правила дуэли.
Герой Лермонтова - очень хорошо понимает человеческую натуру, он старается пробудить совесть соперника, но на Грушницкого еще действует влияние капитана. Григорий, вдобавок отличающийся неслабым мужеством, в роковой момент держится очень уверенно. Несмотря на заговор, Грушницкий же показывает слабость духа и попадает Печорину в колено, Печорин же просит пулю в револьвер, так как его не зарядили. Григорий дает шанс Грушницкому, чтобы тот забрал свои слова обратно, но самолюбие и упорство в очередной раз сыграли с Грушницким злую шутку. На дуэли юнкер погибает...
Made on
Tilda