Русский поединок
на примере Пушкинских дуэлей
Дуэли в жизни Пушкина
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен...
А. Дементьев
Пушкин был завзятый дуэлянт, бретёр, задира.

В скольких дуэлях участвовал поэт и в скольких дело дошло до стрельбы?
1816 год
Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю.

Причина: Павел отбил у молодого 17-летнего Пушкина девушку

Лошакову (между прочим далеко не красавицу) на балу.

Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала,
Но, ей Богу, Ганнибал
Не подгадит ссорой бал! (С) Ганнибал


Итог: дуэль отменена.


1817 год
Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга.
Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи.

Итог: дуэль отменена.


1819 год
Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева.

Причина: Рылеев пересказал на светском салоне шутку про Пушкина.

Итог: дуэль отменена.


1819 год
Пушкин вызвал на дуэль и графа Федора Толстого.

Причина: Шутка, что Пушкина высекли в тайной канцелярии. Дуэлянты обменялись едкими эпиграммами, но у барьера так и не встретились. Кстати судьба Толстого (большого счастливого дуэлянта) уникальна и с мистикой. Пушкин с ним даже подружился.

Итог: дуэль отменена.


1819 год
Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбекер.
Причина: шутливые стихи про Кюхельбекера, а именно пассаж
«кюхельбекерно и тошно».

Итог: Вильгельм в Александра выстрелил,
а Александр в Вильгельма нет.

1819 год.
Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из
министерства юстиции.

Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа
и тот его избил.

Итог: дуэль отменена.


1819 год
Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича.

Причина: Пушкин вызывающе вел себя в театре крича на артистов
и Денисевич сделал ему замечание.

Итог: дуэль отменена.


1820 год
Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева.

Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то,
что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим.

Итог: дуэль отменена.

1820 год (?)
Дуэль Пушкина с неизвестным греком

Причина: кишиневского грека (его фамилия не сохранилась) Пушкин вызвал на дуэль т.к. тот удивился, как мог Пушкин не знать какую-­то книгу, о которой случайно зашла речь.

Итог: дуэль отменена.


1821 год
Пушкин вызвал на дуэль офицера французской службы Дегильи.

Причина:
ссора с невыясненными обстоятельствами.

Итог: дуэль отменена.


1822 год
Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов.

Причина: не поделили ресторанный оркестрик при казино, где оба предавались азартной игре.

Итог: стрелялись, но оба промахнулись.


1822 год
Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского советника Ивана Ланова.

Причина: ссора во время праздничного обеда.

Итог: дуэль отменена.


1822 год
Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу Тодора Балша,
хозяина дома, где он гостил в Молдавии.

Причина: Пушкину недостаточно учтиво ответила на некий вопрос
супруга Балша, Мария.

Итог: стрелялись, но оба промахнулись.


1822 год
Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика Скартла Прункуло.

Причина: Тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин был так же секундантом и ребята не договорились о правилах дуэли.

Итог: дуэль отменена.


1822 год
Пушкин вызывает на дуэль Северина Потоцкого.

Причина: дискуссия за обеденным столом о крепостном праве.

Итог: дуэль отменена.


1822 год
Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский.

Причина: Александр не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (а градины такого веса все-таки бывают) и обсмеял отставного капитана.

Итог: дуэль отменена.


1822 год
Пушкин вызвал на дуэль кишиневского олигарха Инглези.

Причина: Александр домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора.

Итог: дуэль отменена.


1822 год
Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба Александр Зубов.

Причина: Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты.

Итог: Зубов стрелял в Пушкина (мимо), а сам Пушкин от
выстрела отказался.



1823 год
Пушкин вызвал на дуэль молодого писателя Ивана Руссо.

Причина: личная неприязнь Пушкина к этой персоне.

Итог: дуэль отменена.


1826 год
Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, одного из руководителей Союза благоденствия, члена Северного общества.

Причина: Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы.

Итог: дуэль отменена.


1827 год
Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский.

Причина: дама офицера по имени София, к которой Пушкин проявлял сексуальный интерес.

Итог: дуэль отменена.


1828 год (?)
Дуэль с неизвестным.

Причина: неизвестна. Историки практически ничего ничего не знают об этой дуэли.

"Мне удалось даже отвести его от одной дуэли. Но это постороннее"... Ф. Н. Глинка.

Итог: дуэль отменена.


1828 год
Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына.

Причина: Пушкин написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему за это допрос с пристрастием.

Итог: дуэль отменена.


1828 год
Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене.

Причина: неизвестная девушка на балу.

Итог: дуэль отменена.


1829 год
Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Хвостова.

Причина: Хвостов выразил свое недовольство эпиграммами Пушкина, в частности тем, что Пушкин сравнивает Хвостова со свиньей.

Итог: дуэль отменена.


1836 год
Пушкин вызвал на дуэль князя Николая Репина.

Причина: недовольство стихами Пушкина о себе.

Итог: дуэль отменена.


1836 год
Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Семена Хлюстина.

Причина: Хлюстин выразил свое недовольство стихами поэта.

Итог: дуэль отменена.


1836 год
Пушкин вызвал на дуэль Владимира Сологуба.

Причина: нелицеприятные высказывания Сологуба о жене поэта, Наталье.

Итог: дуэль отменена.


1837 год
Пушкин вызвал на дуэль французского офицера Жоржа Дантеса.

Причина: анонимное письмо, где утверждалось, будто жена Пушкина изменяет ему с Дантесом.

Итог: Пушкин скончался от ранения 29 января 1837 года.

Честной ли была последняя,
29 дуэль Пушкина?

Исследование о причинах дуэли, мифах вокруг дуэли и реконструкция поединка
Теперь вы можете ответить на вопросы:
Откуда у А.С. Пушкина были деньги для приобритения дуэльных пистолетов?
Он обменял своё обеденное столовое серебро.
Дантес выстрелил в Пушкина, не доходя одного шага до барьера. Имеют ли право дуэлянты поступать так?
Да, имеют. Дуэлянты могут выстрелить в любой момент после команды "сходитесь" или "к барьерам".
Во время выстрела Пушкина Данстес стоял боком и закрывался пистолетом. Было ли это разрешено дуэльным кодексом?
Да. Правилами дуэли стоять боком и закрываться пистолетом было не запрещено.
Всё ли было правильно во время поединка?
Нарушение было только одно: секундант Пушкина, Константин Данзас, не позвал на дуэль врача.
Ходят слухи, что на Дантесе во время дуэли была кольчуга. Так ли это?
К сожалению, мы не можем точно знать, была ли кольчуга на Дантесе или нет, но, познакомившись с современными исследованиями, можем сказать, что кольчуга не спасла бы Дантеса от ранения.
Тема поединков в произведениях А.С. Пушкина
Евгений Онегин
«Евгений Онегин» — роман в стихах русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823—1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности.
Капитанская дочка
«Капитанская дочка» — исторический роман А. С. Пушкина, действие которого происходит во время восстания Емельяна Пугачёва.
Выстрел
«Выстрел» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 и изданная в 1831 году. Это история об отставном гусаре Сильвио и его шестилетнем ожидании мести.
Дуэль в романе "Евгений Онегин"
Дуэль лучших друзей и главных героев романа "Егений Онегин", Онегина и Ленского, - одна из кульминационных сцен романа, определившая судьбы героев. Это один из самых трагичных и представляющих интерес эпизодов романа. На дуэль выходят два совершенно разных типажа "лед" - Онегин и "пламя" - Ленский.
Онегин не является невозмутимым убийцей и дуэлянтом, однако он обучен мастерству дуэли и опытнее Ленского. Драматичен финал нелепого события, гибель Ленского Онегин переживает как личную трагедию. В чем же причина столь странного поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее? Почему герой романа, независимый и даже дерзкий, теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли?
Строгость выполнения правил достигалась обращением к знатокам и арбитрам в вопросах чести. Эту роль в романе "Евгений Онегин" исполняет Зарецкий. Знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, сколько как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли – смертельном исходе.
Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин. Первый – потому что видит в ней возможность приобрести скандальную известность, второй – чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит.
Поведение Онегина на поединке говорит нам о том, что автор хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для современников, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает противнику гибели, не стреляет первым, а идя на риск, дает по себе выстрелить, требует противника к барьеру и с короткой дистанции расстреливает его как неподвижную мишень.
Нарушения в дуэли
Порядок проведения дуэли↓
1. В заранее условленное время противники, секунданты и врач прибывают в назначенное место. Опоздание допускается не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считается уклонившимся от дуэли.

2. Поединок начинается обычно через 5 минут после прибытия всех.

3. Противники и секунданты приветствуют друг друга поклоном.

4. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагает дуэлянтам в последний раз помириться.

5. В случае их отказа распорядитель излагает им условия поединка.

6. Секунданты занимают места параллельно линии боя, врач - позади них.

7. Все действия противники совершают по команде распорядителя.


При дуэли на шпагах

8. Если в ходе поединка один из них роняет шпагу, либо она ломается, либо дерущийся падает - его противник обязан прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.

9. Дуэль на шпагах ведется до тех пор, пока один из противников не теряет полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливается, и врач устанавливает характер раны, степень ее тяжести.

10. Если в ходе дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступает за границу поля боя, такое поведение засчитывается как уклонение или отказ от честного поединка.


11. По окончании боя противники подают друг другу руки.

1
Итак, первым нарушением является тот факт, что Евгений опоздал на дуэль более, чем на 15 минут, но дуэль не была отменена.
2
Вторым нарушением является то, что секунданты у Онегина и Ленского были разных социальных статусов, что было неприемлемо и воспринималось как оскорбление секунданта.
3
Даже после этих двух нарушений дуэль продолжалась. Несмотря на то, что секунданты могли бы решить, что налицо не имеется оскорбления, достаточно мотивирующего поединок. Не сделав этого, никто из секундантов не пытается примирить давних друзей.
Дуэль в повести «Выстрел»
Все происходит гораздо драматичнее в повести «Выстрел». Бывший гусар Сильвио является главным героем этой повести. Раньше он служил в гусарах, но потом по неизвестной причине ушел в отставку – его окутывала какая-то тайна, несомненно, и она стала виновницей его заманчивости.
Крутой нрав, злой язык, бывалость – все это давало ему «многие преимущества» перед другими. Жил Сильвио бедно, а единственной роскошью была драгоценная коллекция пистолетов.
В первой части повести Сильвио рассказывает офицеру, от лица которого ведется рассказ, о дуэли со своим сослуживцем в полку, во всем превосходящим Сильвио. Ум, красота, деньги, храбрость – все заставляло Сильвио испытывать к нему бешеную зависть и злобу. Он стал нарываться на ссоры со своим врагом.
Однажды на балу Сильвио нелестно отозвался о своем неприятеле, а в ответ получил пощечину. Решено было стреляться.
Первый выстрел достался по жребию врагу Сильвио. Он, прицелившись, прострелил лишь фуражку. Настала очередь Сильвио. Сильвио был рад, но его враг не проявлял ни малейшего беспокойства и страха, а равнодушно ел черешню. Это очень разозлило Сильвио, и тогда он предложил ответить выстрелом на выстрел когда-нибудь в другой раз. Спустя шесть лет, Сильвио получил письмо, в котором говорилось, что его будущий враг собирается вступить в брак. Наш герой собирался только теперь завершить некогда начатую дуэль.
Во второй части повести этот офицер-рассказчик случайно встречается с противником Сильвио, а ныне графом - своим соседом по владению, и узнает продолжение истории.
Ужасающее продолжение дуэли с тем самым выстрелом произошло в имении графа. Сильвио снова предложил ему выстрелить первым , так как не смог просто стрелять в графа. След от пуль в картине на стене стал результатом этого выстрела. Сильвио хотел было выстрелить в графа, но помешала графиня, упавшая к его ногам. Со словами «предаю тебя твоей совести» Сильвио вышел. После этого граф его никогда не видел. А через некоторое время Сильвио погиб на войне. Вот таков кадастр повести.

Поединок в романе «Капитанская дочка»
Поединок между Гриневым и Швабриным, в отличие от дуэли Ленского и Онегина, Сильвио и графа Р., проходит на шпагах. Повод для поединка – защита чести и достоинства женщины (Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова), один из самых распространенных в те времена.

Поединок Швабрина и Гринева из к/ф "Капитанская дочка"
Из повести мы узнаем, что дуэль в ту пору преследовалась, а ее участники наказывались: один из героев повести, Швабрин, был сослан в крепость за участие в дуэли. Пушкин устами своих героев в «Капитанской дочке» уже называет дуэль «смертоубийством», «душегубством». Кроме того, в повести Пушкин отказывает Гриневу и Швабрину в секундантах, тем самым превращая дуэль в бой без правил, почти в убийство. Не случайно Пушкин называет главу не «Дуэль», а «Поединок». И поединок этот становится одним из главных средств раскрытия характеров героев, их жизненных и нравственных принципов.
В романе выражено отношение к дуэли окружающих. Василиса Егоровна и Иван Кузьмич, узнав о готовившемся поединке, дают ему нравственную оценку: «Ах, мои батюшки! На что это похоже? Как? Что? В нашей крепости заводить смертоубийство! Иван Кузьмич сейчас их под арест! Петр Андреич! Алексей Иваныч! Подавайте сюда ваши шпаги, подавайте. Палашка, отнеси эти шпаги в чулан. Петр Андреич! Этого я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно? Добро Алексей Иваныч: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа Бога не верует; а ты-то что туда же лезешь?»
Подобным же образом оценивает дуэль и отец Гринева. Это точка зрения старого служивого дворянина: «…шпагу носить недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из белгородской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла». Позиция человека и гражданина выражена здесь с прямотой и откровением.
Таким образом, поединок Гринева и Швабрина позволяет выявить точку зрения на дуэль людей различных поколений. Кроме того, она является средством характеристики героев.
Как в то время проходили дуэли на холодном оружии?
Военное, охотничье или спортивное оружие, в котором не используется сила горюче-взрывчатых веществ, сжатого газа, электричества. Большая часть холодного оружия — это ручное оружие. Также выделяется оружие метательного (метаемого) типа, как ручное, так и не ручное.
Порядок проведения дуэли ↓
1. В заранее условленное время противники, секунданты и врач прибывают в назначенное место. Опоздание допускается не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считается уклонившимся от дуэли.

2. Поединок начинается обычно через 5 минут после прибытия всех.

3. Противники и секунданты приветствуют друг друга поклоном.

4. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагает дуэлянтам в последний раз помириться.

5. В случае их отказа распорядитель излагает им условия поединка.

6. Секунданты занимают места параллельно линии боя, врач - позади них.

7. Все действия противники совершают по команде распорядителя.

8. Если в ходе поединка один из них роняет шпагу, либо она ломается, либо дерущийся падает - его противник обязан прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.

9. Дуэль на шпагах ведется до тех пор, пока один из противников не теряет полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливается, и врач устанавливает характер раны, степень ее тяжести.

10. Если в ходе дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступает за границу поля боя, такое поведение засчитывается как уклонение или отказ от честного поединка.

11. По окончании боя противники подают друг другу руки.

В качестве холодного оружия дуэли использовались шпага (это холодное оружие, состоящего из двухлезвенного узкого длинного клинка и рукоятью, другими словами, это разновидность меча), сабля (рубяще-режущее клинковое холодное оружие) и рапира (шпага, короче чем обычная с гордой в виде чаши и гранёным клинком). Обычно использовалась пара одинаковых
клинков одного типа. При необходимости провести бой в отсутствие одинаковых клинков допускалось, с позволения противников и секундантов, использовать пару однотипных клинков, по возможности одинаковой длины. Выбор оружия производился в этом случае по жребию. Если один из соперников (по праву оскорблённого действием) решал воспользоваться собственным оружием, тем самым он давал противнику право воспользоваться собственным оружием того же типа.

Дуэли на холодном оружии делились на подвижные и неподвижные.

  • Подвижная дуэль. Размечалась более-менее длинная дорожка или площадка, в пределах которой дуэлянты могли двигаться свободно, наступая, отступая, обходя противника, то есть применяя все возможности техники фехтования. Возможна была подвижная дуэль и без ограничений площадки.
  • Неподвижная дуэль. Противники размещались в фехтовальной позиции на расстоянии действительного удара используемым оружием. Запрещалось как наступать на противника, так и отступать, бой должен был происходить, не сходя с места.
В XV—XVII веке в дуэли на холодном оружии не запрещались
удары руками и ногами, борьба на земле, в общем, любые действия из арсенала уличной драки. Кроме того, обычно в пару к шпаге использовался кинжал для левой руки, либо левая рука обматывалась плащом и использовалась для отведения ударов противника и захватов.

К началу XIX века дрались одной шпагой (саблей, рапирой), вторая рука обычно убиралась за спину. Удары руками и ногами были запрещены, безусловно запрещалось также захватывать клинок оружия противника рукой. Бой начинался по сигналу секунданта-распорядителя и должен был останавливаться по его первому требованию (в противном случае секунданты должны были разнять противников). Если один из противников ронял оружие, второй должен был прекратить бой и дать первому возможность поднять его. Во время дуэлей «до первой крови» или «до ранения» после любого удара, достигшего цели, противники должны были остановиться и дать возможность врачу освидетельствовать раненого и заключить, не является ли рана достаточно серьёзной для прекращения боя, в соответствии с принятыми правилами. При дуэли «до результата» бой прекращался, когда один из противников переставал двигаться.


Made on
Tilda